Вопросы для собеседования

на этапе экспертизы профессиональной компетентности

при аттестации на высшую квалификационную категорию

воспитатель ДОУ(включая старшего)

 

1.                 Как реализуются основные положений «Конвенции о правах ребенка» в работе с воспитанниками вашего ДОУ?

2.                 Расскажите о приоритетных направлениях развития дошкольного образования в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года».

3.                 Проанализируйте, как Вы реализуете в собственной педагогической деятельности требования законодательных и нормативных документов по вопросам дошкольного образования детей и охраны прав воспитанников.

4.                 Охарактеризуйте документ, регулирующий базисное содержание дошкольного образования

5.                 Какие статьи Закона об образовании и Закона об образовании Кемеровской области Вы используете в собственной педагогической деятельности. Обоснуйте необходимость этого.

6.                 Назовите нормативные документы, регулирующие процедуру аттестации педагогических кадров ДОУ.

7.                 Какие советы относятся к органам общественного управления дошкольным образовательным учреждением?

8.                 Охарактеризуйте должностные обязанности педагога дошкольного образовательного учреждения.

9.                 Какие нормативные документы регулируют вопросы организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в ДОУ?

10.            В чем состоят основные приоритеты и ценности дошкольного образования детей?

11.            Обоснуйте субъект-субъектный характер взаимодействия между педагогом и ребенком в системе дошкольного образования детей.

12.            Объясните сущность педагогической помощи, поддержки и сопровождения детей в условиях дошкольного образования.

13.            Назовите и охарактеризуйте способы совершенствования памяти воспитанников на занятиях в ДОУ, выбрав тот возраст детей, с которым работаете.

14.            Назовите и охарактеризуйте способы совершенствования воображения воспитанников ДОУ, выбрав тот возраст детей, с которым работаете.

15.            Дайте характеристику развитию познавательных процессов дошкольников в различных видах деятельности, организуемых в вашем ДОУ.

16.            Охарактеризуйте возможности дошкольного образования в ускорении социально-психологической адаптации детей к школьным условиям.

17.            Обоснуйте возможности дошкольного образования для формирования и развития способностей и задатков детей разного возраста

18.            Охарактеризуйте особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста и возможности для их реализации.

19.            Объясните, как происходит расширение сферы познавательных интересов воспитанников различного возраста средствами дополнительного образования ДОУ.

20.            Объясните, какие мотивационно-психологические факторы, способствующие достижению успехов детей, существуют в Вашем образовательном учреждении.

21.            Охарактеризуйте способы сглаживания агрессивного и асоциального поведения детей, реализуемые в условиях Вашего ДОУ.

22.            Охарактеризуйте психолого-педагогические условия в вашем ДОУ, способствующие эффективной реализации дополнительного образования воспитанников.

23.            Охарактеризуйте психолого-педагогические условия в вашем ДОУ, способствующие созданию «ситуации успеха» для каждого ребенка.

24.            Представьте опыт своего образовательного учреждения по организации здоровьесберегающей деятельности.

25.            Укажите факторы образовательной деятельности, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.

26.            Перечислите принципы, лежащие в основе педагогики здоровья.

27.            Как определить здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения?

28.            Укажите основные факторы, оказывающие влияние на здоровье воспитанников.

29.            Охарактеризуйте условия формирования здорового образа жизни в ОУ.

30.            Приведите примеры современных образовательных программ по формированию здорового образа жизни и их особенности.

31.            Определите роль педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды.

32.            Как можно оценить результативность здоровьесберегающего сопровождения в ОУ.

33.            Назовите основные причины учебных перегрузок воспитанников в образовательном учреждении.

34.            Укажите основные направления здоровьесберегающей деятельности воспитателя на занятии.

35.            В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога.

36.            Что является главным при реализации деятельного подхода в образовательном процессе ДОУ?

37.            Представьте характерные особенности концепции Вашей педагогической деятельности.

38.            Смысл и понятия «основные линии развития ребенка».

39.            Какой вид деятельности является ведущим в ДОУ?

40.            Каковы подходы к организации развивающей среды в ДОУ?

41.            Как реализуется у Вас ориентация на общечеловеческие ценности и свободу личности в воспитании и образовании современного ребенка?

42.            На каких ценностях основано личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и детей?

43.            Раскройте сущность понятия «ситуация социального развития ребенка дошкольного возраста».

44.            Какие формы и методы работы с семьей наиболее приемлемы сегодня в дошкольном образовательном учреждении?

45.            Что включает в себя понятие «родительская компетентность»?

46.            Изложите обобщенный план педагогического проекта.

47.            Каким образом Вы обеспечиваете удовлетворение образовательных потребностей одаренных детей?

48.            Какие методы диагностики Вы используете для мониторинга развития детей по Вашей образовательной программе.

49.            Оцените собственный педагогический опыт и выделите блоки, которые можно рекомендовать к обобщению.

50.            Какие трудности Вы испытываете в профессиональной деятельности и какие способы их устранения осуществляете?

51.            Охарактеризуйте способы повышения профессионального мастерства, которые Вами использовались и их влияние на профессиональный рост.

52.            По каким принципам осуществляется тематическое планирование в ДОУ?

53.            Назовите инновации, которые стали применимы в Вашей практике работы.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Антонов, Ю.Е., Гришаева Н.П. Социальный заказ на изменения в дошкольном образовании РФ [Текст] / Ю.Е. Антонов, Н.П. Гришаева // Управление ДОУ. – 2006. – № 8.

2. Аргентинова, Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности [Текст] / Т.Е. Аргентинова // Психологический журнал. – Т. V. – 1984. – № 6.

3. Арнаутова, Е.П., Разгонова, Н.А. Социальное самочувствие семьи [Текст] / Е.П. Арнаутова, Н.А. Разгонова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6.

4. Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. – М., 1993.

5. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] / Т.М. Бабунова. – М., 2007.

6. Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Ребёнок идёт в школу [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М., 1998.

7. Белая, К.Ю., Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / К.Ю. Белая, П.И. Третьяков. – М., 2007.

8. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М., 2000.

9. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 1989.

10. Богданова, Т.Г., Корнилова, Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка [Текст] / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М., 1994.

11. Богат, В.Ф. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ [Текст] / В.Ф. Богат // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 10.

12. Богат, В.Ф. Технология творчества [Текст] / В.Ф. Богат // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3.

13. Буре, Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С. Буре. – М., 1987.

14. Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская. – М., 2001.

15. Венгер, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Готов ли ваш ребёнок к школе [Текст] / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская. – М., 1994.

16. Винникот, Д.В. Разговор с родителями: Пер. с англ. [Текст] / Д.В. Винникот. – М.,1994.

17. Ган, Н.Ю. К проблеме правового воспитания в дошкольном возрасте [Текст] / Н.Ю. Ган // Актуальные проблемы дошкольного образования: Челябинск, 2003.

18. Григорьева, Г.Г. Педагогика раннего возраста [Текст] / Г.Г. Григорьева. – М., 1998.

19. Гризик, Т.И. Программа «Радуга»: методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10.

20. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткина. – М., 2006.

21. Джайнотт, Х. Дж. Родители и дети [Текст] / Х.Дж. Джайнотт. – М., 1992.

22. Доронова, Т.Н. Право на образование [Текст] / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 10.

23. Доронова, Т.Н. и др. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4–7 лет [Текст] / Т.Н. Доронова. – М., 2002.

24. Доронова, Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство для развития [Текст] / Т.Н. Доронова. – М., 2001.

25. Доскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растём здоровыми [Текст] / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М., 2002.

26. Евдокимова, Е.С. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е.С. Евдокимова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3.

27. Еремеева, В.Д., Хризман, Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – М., 1998.

28. Закон РФ «Об образовании» [Текст] – М., 2006.

29. Занятия с малышами в детском саду (модель воспитания детей раннего возраста) [Текст] / Сост. К.Ю. Белая. – М., 2002.

30. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка [Текст] / А.И. Захаров. – М., 1993.

31. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л, Зверева, А.Н. Ганичева. – М., 1999.

32. Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник: программа [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1995. –№ 6.

33. Игра дошкольника [Текст] / Под. ред. С.Л. Новосёловой. – М., 1989.

34. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Под. ред. Л.Г. Нисканен. – М., 2002.

35. Карпова, С.Н., Лысюк, Л.Г. Игра и её нравственное развитие [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М., 1986.

36. Кларина, Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим [Текст] / Л.М. Кларина // Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сб. ст. РАПУ им. А.И. Герцена – СПб., 2000.

37. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль, 1996.

38. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. – СПб., 2004.

39. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребёнка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. – М., 2000.

40. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. – М., 1998.

41. Козлова, С.А. Я – Человек: программа приобщения ребёнка к социальному миру [Текст] / С.А. Козлова. – М., 1996.

42. Козлова, С.А., Князева, О.А., Шукшина, С.Е. Мой организм: методические рекомендации [Текст] / С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина. – М,, 2000.

43. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М., 2000.

44. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. – М., 1995.

45. Комарова, Т.С., Тимофеева, Г.В. Управление творческой деятельностью коллектива ДОУ [Текст] / Т.С. Комарова, Г.В. Тимофеева // Управление ДОУ. – 2003.– № 4.

46. Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина, М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – М., 2005.

47. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – 1989. – №№ 5, 9.

48. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Текст] // Начальная школа. – 2000. – № 4.

49. Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. Мир, в котором я живу: методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром [Текст] / Н.Г, Комратова, Л.Ф. Грибова. – М., 2006.

50. Короткова, Н.А. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Короткова //Дошкольное воспитание. – 2001. –№ 11.

51. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова – М., 1991.

52. Крулехт, М.В. Инновационные программы дошкольного образования [Текст] / М.В. Крулехт // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5.

53. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7-10; 1998. – №№ 1, 4, 10.

54. Кудрявцев, В.Т. Физическая культура и развитие здорового ребёнка [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1-5.

55. Кудрявцев, В.Т., Алиева, Т.А. Ещё раз о природе детской субкультуры [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Т.А. Алиева // Дошкольное воспитание. – 1997. – №№ 3, 4.

56. Кудрявцев, В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М., 2000.

57. Кулакин, Г.К. Строительство будущего начинается с социального заказа на дошкольное образование [Текст] / Г.К. Кулакин // Управление ДОУ. – 2003. – № 3.

58. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. – М., 1999.

59. Кульневич, С.В. Педагогика личности [Текст] / С.В. Кульневич – Ростов н/Д., 2001.

60. Ларионова, Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ [Текст] / Г.Б. Ларионова. – М., 2006.

61. Леви, В.Л. Нестандартный ребёнок [Текст] / В.Л. Леви. – М., 1983.

62. Лесгафт, П.Ф. Руководство физическим образованием детей дошкольного возраста: Пед. соч.: В 2 т. [Текст] / П.Ф. Лесгафт. – М., 1993.

63. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети [Текст] / Л.И. Маленкова. – М., 1994.

64. Маркова, А.К., Дидерс, А.Г., Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст] / А.К. Маркова, А.Г. Дидерс, Е.Л. Яковлева. – М., 1997.

65. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребёнка [Текст] / М.Д. Маханёва – М., 1999.

66. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М., 1986.

67. Миронова, О.П. Преемственность как процесс воспитания и обучения ребёнка [Текст] / О.П. Миронова // Управление ДОУ. – 2003. – № 2.

68. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова – М., 2000.

69. Нисканен, Л.Г. и др. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. Л. Г. Нисканен. – М., 2002.

70. Новосёлова, С.Л. Развивающая предметная среда: рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов [Текст] / С.Л. Новосёлова – М., 1995.

71. Обновление содержания дошкольного образования [Текст]: Челябинск, 2005.

72. Общение детей в детском саду и в семье [Текст] / Под ред. ТА. Репиной,

Р.Б. Стеркиной. – М., 1990.

73. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11.

74. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б.Эльконина, Л.А. Венгера. – М., 1988.

75. Павлова, Л.Н. 1000 дней раннего детства: игровое оборудование, дидактические игрушки и развивающие пособия для детей раннего возраста: рекомендации руководителям ДОУ, воспитателям и родителям детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Павлова. – М., 2002.

76. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] / М.А. Панфилова. – М., 2000.

77. Панько, Е.А. Психология труда воспитателя [Текст] / Е.А. Панько – Минск, 1993.

78. Парамонова, Л.А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление [Текст] / Л.А. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 3.

79. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования [Текст] / Л.А. Парамонова – М., 2002.

80. Парамонова, Л.А., Протасова, Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность [Текст] / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова – М., 2001.

81. Патриотическое воспитание: современный взгляд: сб. науч. тр. [Текст] / Отв. ред. Т.А. Куликова. – М., 2003.

82. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский – М., 1993.

83. Поддьяков, Н.Н. Доминирование процессов интеграции – закон развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 1.

84. Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение [Текст] / Н.Н. Поддьяков – М., 2000.

85. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддьяков – М., 1996.

86. Поливанова, К.Н. Психология возрастных процессов [Текст] / К.Н. Поливанова – М., 2000.

87. Прима, Е.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / Е.В. Прима – М., 2002.

88. Программа «Истоки»: базис развития ребёнка-дошкольника [Текст] / Т.И. Алиева и др.; науч. ред. Л.А. Парамонова и др. – М., 2003.

89. Психофизическое благополучие детей раннего возраста / Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца [Текст]: М., 1994.

90. Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада: сб. науч. тр. [Текст] / Под ред. Н.С. Старжинской, Е.С. Сленович. – Л., 1985.

91. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] // Обруч. – 2004. – № 1.

92. Репина, Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина – М., 1988.

93. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: из опыта работы [Текст] / Н.А. Рыжова – М., 2003.

94. Рылеева, Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» [Текст] / Е.В. Рылеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 2.

95. Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем (50 часов творчества) [Текст] / Ю.П. Саламатов – М., 1990.

96. Сластёнин, В.А. и др. Педагогика [Текст] / В.А. Сластёнин – М., 1998.

97. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова – М., 2003.

98. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебно-методическое пособие [Текст] / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

99. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Э.Я. Степаненкова – М., 2001.

100. Степанова, Г.Б. Эмоциональное состояние ребёнка-дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада [Текст] / Г.Б.Степанова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 5.

101. Стеркина, Р.Б. Ещё раз о государственных образовательных стандартах [Текст] / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание. – 2002. – №. 5.

102. Страунинг, А.М. Методы активизации творческого мышления [Текст] / А.М. Страунинг // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 3-4.

103. Суслова, Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения [Текст] / Э.К. Суслова – М., 1994.

104. Типовое положение о ДОУ [Текст]: М., 2008.

105. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина – М., 1995.

106. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова – М., 1982.

107. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей [Текст] / Ю. Хямяляйнен – М., 1993.

108. Чумичева, Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника [Текст] / Р.М. Чумичева – Ростов н/Д., 1995.

109. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова – М., 2005.

110. Шипицина, Л.М. и др. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (от 3 до 6 лет) [Текст] / Л.М. Шипицина – СПб., 2002.

111. Школа 2100. Педагогика здравого смысла: сборник материалов [Текст] – М., 2003.

112. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин – М., 2000.

113. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон – Обнинск, 1993.

114. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.

115. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] / С.Г. Якобсон – М., 1984.

Hosted by uCoz