на этапе
экспертизы профессиональной компетентности
при
аттестации на высшую квалификационную категорию
(музыкальный руководитель ДОУ)
1.
Проанализируйте,
как Вы реализуете в собственной педагогической деятельности требования законодательных
и нормативных документов по вопросам дошкольного образования детей и охраны
прав воспитанников.
2.
Охарактеризуйте
должностные обязанности музыкального руководителя дошкольного образовательного
учреждения.
3.
Какие статьи
Закона об образовании и Закона об образовании Кемеровской области Вы
используете в собственной педагогической деятельности? Обоснуйте необходимость
этого.
4.
Расскажите о
приоритетных направлениях развития дошкольного образования в соответствии с
«Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года».
5.
Как реализуются
основные положения «Конвенции о правах ребенка» в работе с воспитанниками
вашего ДОУ?
6.
Назовите
нормативные документы, регулирующие процедуру аттестации педагогических кадров
ДОУ.
7.
С какого момента
образовательное учреждение приобретает право на ведение образовательной
деятельности?
8.
На каком уровне
решаются вопросы организации и совершенствования методического обеспечения
образовательного процесса в ДОУ?
9.
Какие советы
относятся к органам общественного управления образовательным учреждением?
10.
Какой документ
регулирует базисное содержание дошкольного образования?
11.
В чем состоят
основные приоритеты и ценности дошкольного образования детей?
12.
Обоснуйте
субъект-субъектный характер взаимодействия между педагогом и ребенком в системе
дошкольного образования детей.
13.
Объясните
сущность педагогической помощи, поддержки и сопровождения детей в условиях
дошкольного образования.
14.
Назовите и
охарактеризуйте способы совершенствования памяти воспитанников на занятиях в
ДОУ, выбрав определённый возраст детей.
15.
Назовите и
охарактеризуйте способы совершенствования воображения воспитанников ДОУ, выбрав
определённый возраст детей.
16.
Дайте
характеристику развитию познавательных процессов дошкольников в различных видах
музыкальной деятельности, организуемых Вами на музыкальном занятии в ДОУ.
17.
Охарактеризуйте
возможности дошкольного образования в ускорении социально-психологической адаптации
детей к школьным условиям.
18.
Обоснуйте
возможности дошкольного образования для формирования и развития способностей и
задатков детей разного возраста.
19.
Охарактеризуйте
особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста и возможности
для их реализации.
20.
Объясните, как
происходит расширение сферы познавательных интересов воспитанников различного
возраста средствами дополнительного образования ДОУ.
21.
Объясните, какие
мотивационно-психологические факторы, способствующие достижению успехов детей,
существуют в Вашем образовательном учреждении.
22.
Охарактеризуйте способы
сглаживания агрессивного и асоциального поведения детей, реализуемые в условиях
Вашего ДОУ.
23.
Охарактеризуйте
психолого-педагогические условия в Вашем ДОУ, способствующие эффективной
реализации дополнительного образования воспитанников.
24.
Охарактеризуйте
психолого-педагогические условия в Вашем ДОУ, способствующие созданию «ситуации
успеха» для каждого ребенка.
25.
Представьте
опыт своего образовательного учреждения по организации здоровьесберегающей деятельности.
26.
Укажите факторы
образовательной деятельности, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей.
27.
Перечислите
принципы, лежащие в основе педагогики здоровья.
28.
Как определить
здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения?
29.
Укажите основные
факторы, оказывающие влияние на здоровье воспитанников.
30.
Охарактеризуйте
условия формирования здорового образа жизни в ОУ.
31.
Приведите примеры
современных образовательных программ по формированию здорового образа жизни и
их особенности.
32.
Определите роль
педагога в организации здоровьесберегающей образовательной среды.
33.
Как можно оценить
результативность здоровьесберегающего сопровождения в ОУ?
34.
Назовите основные
причины учебных перегрузок воспитанников в образовательном учреждении.
35.
Укажите основные
направления здоровьесберегающей деятельности воспитателя на занятии.
36.
В каком случае
образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитаннику и педагогу?
37.
Назовите основные
причины школьной дезадаптации при обучении ребенка в начальной школе.
38.
Перечислите необходимые условия для развития у детей
музыкальных способностей.
39.
Раскройте приёмы моделирования, обеспечивающие развитие у
детей музыкального слуха.
40.
Проанализируйте отечественные и зарубежные системы
музыкального воспитания дошкольников.
41.
Социальная среда
и её роль в развитии музыкальной культуры детей-дошкольников.
42.
Вариативность
содержания авторских, региональных программ, учебно-методических комплектов по
музыкальному воспитанию в ДОУ, методических пособий для музыкального
руководителя.
43.
Методы и приёмы
развития процесса музыкального восприятия у дошкольников.
44.
Многообразие и
специфика видов музыкально-практической деятельности детей на музыкальном
занятии, их направленность на развитие основ музыкальной культуры детей.
45.
Моделирование
образовательного процесса по музыкальному развитию детей в соответствии с
современными концепциями дошкольного образования.
46.
Специфика методов
и приёмов музыкального обучения на музыкальных занятиях, адекватных природе
музыкального искусства.
47.
Развитие
ассоциативно-образного мышления дошкольников на основе взаимодействия искусств.
48.
Гуманизация
содержания дошкольного образования.
49.
Диагностические
методики определения уровня развития музыкальности детей-дошкольников. Формы проведения диагностических
занятий с применением игровых приёмов, сюжетов, соревнования в разных
возрастных группах.
50.
Планирование
музыкального образовательного процесса в ДОУ: значение, виды, принципы
организации.
51.
Формы организации
дополнительной деятельности дошкольников по музыкально-эстетическому развитию.
52.
Эффективные методы обучения детей игре на детских
музыкальных инструментах.
53.
Назовите способы развития у детей представлений о
различных видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.).
54.
Средства музыкальной выразительности и возможность
осознания их детьми дошкольного возраста.
55.
Создание условий для развития творческой активности детей
в музыкальной деятельности.
56.
Организация в ДОУ совместной музыкальной деятельности
детей и взрослых.
57.
Охарактеризуйте необходимые компоненты музыкальной среды
в ДОУ.
58.
Роль музыки в организации различных видов деятельности
детей в ДОУ. . Педагогическая
деятельность музыкального руководителя как диалог культуры ребёнка и педагога.
59.
Особенности
музыкально-игрового и танцевального творчества детей-дошкольников.
60.
Характеристика
структуры певческой деятельности дошкольников, её функции и составные элементы.
61.
Особенности и
методика обучения детей музыкально-ритмическим движениям в каждой возрастной
группе детей ДОУ.
62.
Особенности музыкально-нравственного
развития и воспитания дошкольников в ДОУ: задачи, содержание, факторы, пути.
63.
Воспитание
патриотизма у дошкольников: задачи, содержание, факторы, пути.
64.
Воспитание, музыкальное
развитие и обучение детей раннего возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.
65.
Особенности
взаимодействия музыкального руководителя с детьми раннего и дошкольного
возраста.
66.
Особенности
взаимодействия детей со сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
67.
Стимулирование
творческих проявлений детей, формирование способов творческой деятельности.
68.
Характеристика
современных методов обучения дошкольников: моделирование, экспериментирование,
исследовательские методы.
69.
Воспитание, обучение
и развитие детей в художественно-эстетической деятельности.
70.
Характеристика
современных инновационных технологий обучения и развития дошкольников.
71.
Ребёнок в системе
«Детский сад – семья».
72.
Взаимодействие
ДОУ с семьёй – создание единого образовательного пространства.
73.
Сущность процесса
преемственности в дошкольном образовании (на примере развития музыкальной
культуры воспитанников).
74.
Пути решения
проблем предшкольного образования.
Список рекомендуемой литературы
1. Агапов, И. Г.
Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного
образования детей [Текст] / И. Г. Агапов. – М.: ЦРСДОД, 2001. – 64 с.
2. Андреева М.Е., Коронова Е.В. Первые шаги в
музыке[Текст]: метод. пособие/ Под общ. Ред. Т.М.Сергеевой.- М. : Советский
композитор, 1991.
3.
Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы
педагогики творчества [Текст] / В. И. Андреев. – Казань, 1988. – 237 с.
4.
Аттестация руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования
детей. Методические рекомендации [Текст] / Авт.-сост. Д.Е. Яковлев, Н.К. Беспятова;
Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.
5. Березина, В. А. Развитие
дополнительного образования детей в системе российского образования [Текст] /
В. А. Березина: учебно-методическое пособие. – М. : АНО «Диалог культур», 2007.
– 512 с.
6. Березняк, А.В. Коммуникативная компетентность
педагога в структуре обучения музыкальному исполнительству [Текст]
/А.В.Березняк // Искусство и образование.-2007.-№5.-С.91-95
7.
Бердж, Р. Развитие Я – концепции и воспитания [Текст] / Р. Бердж. – М., 1986.
8. Битова, А.Л. Место музыкальной терапии в
системе помощи ребенку[Текст].А.Л. Битова, И.С.Константинова, А.А.Цыганок // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№6.-С.54-63.
9.
Бондаренко, Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания
[Текст] / Е. В. Бондаренко //Педагогика, - 2001, - №1, - С.17-24.
10. Боровиков, Л. Педагогика
дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей
детских творческих объединений [Текст] / Л. Боровиков. – Новосибирск: НИПКиПРО,
1999. – 158 с.
11. Боронина
Е.Г. Музыкальный фольклор как комплексная программа приобщения детей 5-7 лет к
традиционной народной культуре[Текст ]/ Е.Г. Боронина // Искусство и
образование.-2006.-N4.-С.52-61.
12. Бочаров, Н. И., Тихонова, О. Г.
Организация досуга детей в семье [Текст]: уч. пособие для студ. высш. пед. уч.
зав. / Н. И. Бочаров, О. Г. Тихонова – М.: ИЦ «Академия», 2001. – 208 с.
13. Бырченко Т.С. С песенкой по лесенке[Текст]: Метод.
пособие для подготов. Классов детских муз. Школ/ Под общ. Ред. М Андреевой и П.
Хелазбузарь. –М.: Советский композитор, 1991
14. Буйлова, Л. Н., Клёнова, Н. В. Как
организовать дополнительное образование детей в школе? [Текст]: практическое
пособие / Л. Н. Буйлова, Н. В. Клёнова. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.
15. Буйлова, Л. Н., Кочнева, С. В.
Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей
[Текст] / Л. Н. Буйлова, С. В. Кочнева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
16.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание ребёнка в детском саду [Текст].-М., 1998.
17. Детский музыкальный театр [Текст]: программы,
разработки занятий, рекомендации.-Волгоград,2009.-190с.
18. Дьяченко, О.М. Развитие воображения
дошкольника [Текст]: методическое пособие для воспитателей и
родителей.-М.:Мозаика-Синтез,2008.-128с.
19. Евладова, Е. Б. Организация
дополнительного образования детей: практикум (создание образовательных
программ) [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 192 с.
20. Евладова, Е. Б., Логинова, Л. Г., Михайлова, Н. Н.
Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред.
проф. образования [Текст] /Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. -
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
21. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и
развлечений [Текст].- М., 1992.
22. Кульневич, С. В., Иванченко В.Н. Дополнительное
образование детей: методическая служба [Текст]: практическое пособие для
руководителей ОУДОД, методистов, педагогов-организаторов, специалистов по
дополнительному образованию детей, студентов пед. учебных зав., слушателей ИПК
/ С. В. Кульневич, В. Н. Иванченко. – Ростов-н/Д : Издательство «Учитель»,
2005. – 324 с.
23. Куртушина М.Ю. Проблемы
современного музыкального воспитания дошкольников[Текст] // Управление
ДОУ.-2005.-N5.-С.42-51.
24.
Лифиц И.В. Ритмика[Текст].: Метод. пособие для преподавателей. Ч.1.- М., 1992.
25. Лифиц
И.В. Ритмика[Текст].: метод. пособие для преподавателей. Ч.2.- М., 1992.
26. Логинова, Л. Г. Аттестация и аккредитация учреждений
дополнительного образования детей [Текст] /Л. Г. Логинова. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1999. - 240 с.
26. Морева, Н.А. Музыкальные занятия и
развлечения в дошкольном учреждении [Текст]: метод. пособие для воспит. и муз.
рук. дошк. образоват. учреждения / Н.А. Морева.- М.: Просвещение, 2004.
27. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш.
пед.учеб. заведений [Текст]: В 3 кн. – 3-е изд. /Р. С. Немов. – М.: Гуманит.
изд. центр. ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования. – 608 с.
28. Программы для работы с детьми дошкольного возраста
в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Сост. Ф. Е. Штыкало. – М.:
ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с.
29. Соломенникова, О.А. Основные и дополнительные
программы дошкольных образовательных учреждений [Текст]: метод. Пособие / О.А.
Соломенникова. – М.: Айс-пресс, 2007.
30.
Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст]._ М., 1988.
31. Театр, где играют дети
[Текст]: учебно-метод. пособие для руководителей театральных детских
коллективов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с
32. Театральная педагогика как
средство создания развивающей образовательной среды [Текст]. – М.: Издательский
дом «Новый учебник», 2003. – 48 с.